Пассажир, держись! Ярославль может остаться без собственного общественного транспорта. Кому это выгодно?
05 апреля 2023
В Ярославле внедряется очередной этап транспортной реформы. На него чиновники планируют потратить около 60 миллиардов бюджетных рублей. Первым результатом стало повышение цен на проезд и полное отстранение от участия в пассажирских перевозках крупнейшего местного государственного автотранспортного предприятия – ПАТП-1.
ВОЛКОВКИ И ЕВРАЕВКИ
От разного рода реформ, в том числе транспортных, ярославцев трясет уже несколько лет. Серьезная беда случилась при появлении в Ярославле в конце 2018 года "люберецкого гостя" Владимира Волкова. Новый градоначальник перекроил годами формировавшуюся транспортную схему, потеснил ярославских перевозчиков и запустил в город компании из московского региона.
В результате время ожидания автобусов на остановке резко увеличилось, а количество транспорта уменьшилось. У многих пассажиров исчезла возможность без пересадки добираться из одного района города в другой, так как длинные сквозные маршруты были порезаны. Два года не утихали возмущения и протесты. Но как только всё понемногу наладилось, в частности, городское "Пассажирское автотранспортное предприятие № 1" закупило несколько десятков автобусов, нарастило выпуск автобусов на линии и вышло на новые маршруты, в дело вмешался очередной высокопоставленный варяг.
В конце 2021 года, вскоре после назначения Михаила Евраева врио губернатора Ярославской области, "поправить ситуацию" в Ярославль была приглашена ООО "Первая пассажирская компания" (группа компаний "ПитерАвто") из Санкт-Петербурга – по "случайному" совпадению Михаил Евраев родом как раз из Северной столицы.
И вновь передел рынка автоперевозок произошел за счёт вытеснения местных перевозчиков и государственных автопредприятий. Вместо автобусов среднего и большого класса ярославского "Пассажирского автотранспортного предприятия №1", на линии вышли автобусы марки ПАЗ питерской компании. Ярославцы окрестили раздолбанные пазики с питерскими номерами "евраевками". Салоны маленьких автобусов уже на конечных остановках забивались под завязку, иногородние водители не соблюдали расписание, первое время даже маршрутов толком не знали, и пассажирам приходилось подсказывать им дорогу. Были случаи, когда в питерских пазиках на ходу отваливались сиденья.
МНОГОМИЛЛИАРДНЫЕ КОНТРАКТЫ
Сейчас новый этап "реформы", дружно одобренный местными депутатами-единороссами, выведен на региональный уровень и грозит окончательно оставить областную столицу и Ярославский район без собственного пассажирского транспорта.
Двадцать третьего января нынешнего года департамент госзаказа Ярославской области разместил на сайте госзакупок информацию о проведении аукционов на заключение контрактов на городские и межмуниципальные маршруты общественного транспорта. Всего 33 лота на 137 маршрутов – на 78 муниципальных и 59 межмуниципальных. Общая сумма контрактов составила около 58 млрд рублей. В требованиях при заключении контрактов установлено обязательство по приобретению новых низкопольных автобусов, оборудованных бескондукторной системой оплаты проезда, автоинформаторами, кондиционерами.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ МОВИСТАСЛАВЛЬ?
Итог оказался предсказуемым. Ярославским перевозчикам, в том числе государственному предприятию ПАТП-1, которое обслуживало 23 автобусных маршрута, приобрести даже в лизинг необходимое количество новых автобусов и оборудовать их обозначенными системами оказалось не под силу. В результате почти весь рынок автобусных перевозок поделили между собой питерская и две московские фирмы. В частности 43 маршрута получила компания под названием "Транспорт Ярославии", зарегистрированная в Москве и ещё недавно именовавшаяся "Мовиста Северо-Запад", – часть группы компаний "Мовиста", которая с подачи губернатора Михаила Евраева получила в концессию Ярославский трамвай на 20 лет за почти 60 миллиардов рублей.
Горожане уже грустно шутят, что Ярославль пора переименовывать в Мовистаславль!
Недавно обнаружилась интересная связь: один из руководителей "Мовиста Северо-Запад" является одновременно руководителем другой московской фирмы – ООО "Датапакс", получившей в Ярославле контракт на установку автоматизированной системы управления транспортом.
В связи с этим депутат-справедливоросс Анатолий Каширин попросил антимонопольную службу проверить соблюдение антимонопольного законодательства. И указал на ещё одно интересное совпадение: нынешний директор департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных и председатель совета директоров московской фирмы "Датапакс" Андрей Черемных – однофамильцы.
ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ПОХОРОНЫ
Но самое печальное – в результате евраевской транспортной реформы, поддержанной единороссами, транспортные предприятия, принадлежащие Ярославской области и городу Ярославлю, прекращают свою деятельность на рынке пассажирских перевозок.
В АО "ПАТП-1" Ярославля до последнего времени работало 706 человек, из них 268 водителей и 140 кондукторов. Теперь предприятие будет использоваться лишь для размещения иногородних перевозчиков. Это цинично признают в правительстве области и в мэрии Ярославля: "Работа ПАТП-1 будет продолжена... базу предприятия арендуют новые перевозчики". В частности – "Мовиста Северо-Запад", переименованная в "Транспорт Ярославии".
Недавно был обнародован новый план властей по "спасению" ярославского автотранспортного предприятия: ПАТП-1 присоединят к предприятию "Яргорэлектротранспорт". А некоторым сотрудникам ПАТП-1 даже предложили перейти на работу к новым перевозчикам. В частности 140 бывших кондукторов собираются сделать ротой контролеров-ревизоров и выпустить их на отлов "зайцев".